12 апреля 2013 г.

Необычные открытки. Игра слов

Добрый день, друзья! 
Хочу представить вам  кардмейкера
очень необычного направления -
 знакомьтесь, Катя - kalitka v leto.

Если вы смотрели мульт-сериал про Машу и медведя, то наверняка помните серию, где Маша прописывает мишке "очень постельный лежим!" (там еще фигурирует вариант "лежим не нарушал?") По-моему, гениальная фраза! А теперь представьте, что она пришла в голову не сценаристу мультика, а вам. Вы напечатали эти слова на бумаге и у вас получилась оригинальная и эксклюзивная открытка в подарок больному другу. Представили? Правда здорово?! Вот примерно так игра слов может сослужить хорошую службу всем любителям интересного журналинга.

Что такое игра слов и как она работает? Игрой слов в самом широком понимании можно обозначить любое "играние" со словами, которе подразумевает какое-то необычное их использование с целью придать им новый неожиданный смысл, добиться особой выразительности или юмористического эффекта.

Обычно игра слов строится на схожести звучаний, написаний или значений отдельных слов, многозначности или построения ассоциаций с буквенными знаками или символами. Например, в случае с Машей мы имеем похожие по звучанию "режим" и "лежим".

Необходимым условием того, чтобы слово заиграло новыми красками и приобрело иное значение, является создание какого-то поддерживающего контекста. Обычно это сопутствующие слова или картинки. В нашем примере  - появление слова "постельный", ведь только благодаря этому слову понятно, что речь о режиме для больного, а отсюда возможность провести параллель к слову "лежать". В открытке это можно дополнительно поддержать картинкой с больничной койкой или другими медицинскими атрибутами.

Игру слов можно обнаружить в любом языке. Если вы пользуетесь каким-нибудь другим языком, то там скорее всего будут действовать те же приемы и принципы. А если вы владеете несколькими языками, то на их стыке перед вами открывается огромный потенциал для языковых игр. Вы еще не совсем хорошо представляете, что я имею в виду? Тогда приглашаю вас посмотреть подборку открыток с моими комментариями.

1. Открытка о том, что дома мы чувствуем себя свободнее всего.
Игра слов: freedom (англ. "свобода" - дом (рус.). Поддерживающий контекст - "где легко и свободно дышится" и силуэт дома.


2. Открытка о том, что на море замечательно.
Игра слов: bemerkenswert (нем. "замечательно, примечательно") - Meer (нем. "море"). Поддерживающий контекст - камни, ракушки и выделение шрифтом.




3. Рамка для фото "Феечка".
Игра слов: мордофея (рус.) - фея (рус.). Поддерживающий контекст - розовый цвет.


4. Открытка на удачное свершение.
Игра слов: gut gelaufen (многозначное нем. "хорошо побегали"/"хорошо получилось"). Поддерживающий контекст - мужские кроссовки. Сегодня я добавила бы на одну из подошв какую-нибудь мелкую надпись "business", "exam" и т.д., в зависимости от того, какой был бы выбран повод для поздравления.


5. Открытка на железную свадьбу.
Игра слов: химический элемент Fe (лат.) - fest (нем. "прочный, твердый"). Поддерживающий контекст - булавка, кнопка, пружинка и фольга в качестве фона (иммитация железа).


6. Открытка на 80 лет.
Игра слов: Renner (нем. "гонщик") - Rentner (нем. "пенсионер"). Поддерживающий контекст - олдтаймер и "еще побегаем".
7. Откртка о хороших манерах.
Игра слов: наезжать (многозначность рус. "натолкнуться"/"искать ссоры"). Поддерживающий контекст - картинка аварии и crash-look.



8. Открытка-комплимент.
Игра слов: gerissen (многозначное нем. "рванный, оторванный"/"хитро; хваткий, оторва,  пройдоха"). Поддерживающий контекст - рваные края.



9. Открытка о судьбе и выборе.
Игра слов: free (англ. "свободный") - frites (франц. "фри"). Поддерживающий контекст - лого Макдональдса, картошка и "картофель".



И немного в вопросах и ответах:

- Почему так много немецкого?
Я делаю открытки по одной причине: мне нравится вырывать образы и слова из первоначальных контекстов, комбинировать их друг с другом и создавать новые реальности. При этом я пользуюсь в основном вырезками из журналов, буклетов, упаковок и прочей полиграфической продукции. А так как я живу в Германии, то все это попадает мне в руки исключительно на немецком языке. Поэтому в моих работах преобладает немецкий язык.

- Разве это открытки?
То, что у меня получется, я называю открытки. Во-первых, это удобно, потому, что другое слово я подобрать затрудняюсь. Во-вторых, я действительно их иногда делаю в подарок и посылаю по почте.

Вместо послесловия, ОСК. 
Катины открытки для меня - это именно "открытки со смыслом" ©, с оригинальным,
нестандартным,  интеллектуальным подходом  к делу. Редкое, самобытное, эксклюзивное направление - открытки с игрой словами. Спасибо тебе, что рассказала нам о них подробней.

Друзья, дело за вами, а наша общая цель - уникальный журналинг!

17 комментариев :

  1. Супер! вот такую занимательную лингвистику и нетривиальный подход обожаю!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, слова имеют неисчерпаемый потенциал))

      Удалить
  2. Замечательные открытки! Очень понравилась игра слов и ассоциаций - я от такого подарка точно не отказалась бы :)
    Жил котяра Мордофей
    не ловил совсем мышей,
    он ел всё,что видят очи
    стал он жирным очень, очень )))
    Успехов тебе, Катюша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо! заказывайте тему, подарю с удовольствием)))

      Удалить
  3. Спасибо за такую тему )Открытки,в которых используется игра слов, очень характерны для стиля clean and simple.Если побродить по блогам этого стиля, там этого просто море.И мне, как большому поклоннику clean and simple,это безумно нравится.Но пытаясь использовать игру слов на русском, потерпела неудачу.Моей фантазии не хватило и даже, копаясь в поисковиках, ничего не нашлось((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я думаю, что не нашлось, потому что трудно выбрать параметры для поиска, а для вдохновления можно просматривать рекламу, там такого очень много

      Удалить
  4. круто! очень люблю такие "живые" открытки!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень здорово! Просто потрясающе!

    ОтветитьУдалить
  6. прикольно!
    в английском очень много всяких смысловых и звуковых игр со словами )))) и на открытках они очень часто встречаются!
    я вот только думаю, кому можно будет подарить открыточку с "не наезжай на меня" )))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) мне позавчера такая идея идеально легла бы в Смэш, т.к. сегодняшний мой отгул - тихая форма протеста после необоснованной стычки с начальством.

      Удалить
    2. Марина, терпения тебе!!! Как я тебя понимаю... Пусть почувствуют каково им без тебя.

      Удалить
  7. Катя, огромное спасибо за эту статью! Это, действительно, очень интересное направление в кардмейкинге. Мне кажется, такой кардмейкинг понравится мужчинам - все кратко, просто и логично, ну и с юмором!

    ОтветитьУдалить